Неточные совпадения
«Три
элемента на Западе: Римская церковь, древнеримская образованность и возникшая из
насилий завоевания государственность, были совершенно чужды Руси».
У него другое понимание христианства, византийское, монашески-аскетическое, не допускающее никаких гуманитарных
элементов, другая мораль, аристократическая мораль силы, не останавливающаяся перед
насилием, натуралистическое понимание исторического процесса.
Что бы было, если бы не употреблялось
насилия против враждебных народов и преступных
элементов общества, мы не знаем. Но то, что теперь употребление
насилия не покоряет ни тех, ни других, это мы знаем по продолжительному опыту.
Насилие выбирает и привлекает к себе худшие
элементы общества, перерабатывает их и, улучшая и смягчая, возвращает их назад обществу.
И потому несправедливо утверждение защитников существующего строя о том, что если
насилие только едва удерживает злые, нехристианские
элементы человечества от нападения на нас, то упразднение
насилия и замена его общественным мнением не оградят человечества.
Консерваторы возмущались тем, что учение о непротивлении злу
насилием препятствует энергическому подавлению революционных
элементов, могущих погубить благосостояние народа; революционеры возмущались тем, что учение о непротивлении злу
насилием препятствует ниспровержению консерваторов, губящих благосостояние народа.
Но тотчас же после них опять худшие, грубейшие, менее христианские
элементы общества поднимаются вверх, подвергаются вновь тому же процессу, как и их предшественники, и опять через одно или несколько поколений, изведав тщету плодов
насилия и пропитавшись христианством, спускаются в среду насилуемых и опять заменяются новыми, менее грубыми, чем прежние, насильниками, но более грубыми, чем те, которых они насилуют.
Движение вперед человечества совершается не так, что лучшие
элементы общества, захватив власть, употребляя
насилие против тех людей, которые находятся в их власти, делают их лучшими, как это думают и консерваторы и революционеры, а совершается, во-первых, и главное, тем, что люди все вообще неуклонно и безостановочно, более и более сознательно усваивают христианское жизнепонимание, и, во-вторых, тем, что, даже независимо от сознательной духовной деятельности людей, люди бессознательно, вследствие самого процесса захватывания власти одними людьми и смены их другими, невольно приводятся к более христианскому отношению к жизни.
Процесс этот совершается так, что худшие
элементы общества, захвативши власть и находясь в обладании ею, под влиянием отрезвляющего свойства, всегда сопутствующего ей, становясь сами всё менее и менее жестокими, делаются неспособными употреблять жестокие формы
насилия и вследствие того уступают свое место другим, над которыми совершается опять тот же процесс смягчения и, как бы сказать, бессознательного охристианения.
В борьбе этой наиболее жестокие, грубые, наименее христианские
элементы общества, насилуя наиболее кротких, чутких к добру, наиболее христианских людей, выступают посредством своего
насилия в верхние слои общества.